ЗАНЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации является обеспечение условий для качественной подготовки детей к обучению в школе, выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения.Начальная школа — самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей безболезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.
В связи с этим проблема подготовки ребёнка к школьному обучению стоит достаточно остро. Для ребёнка 6-летнего возраста учение – это не только деятельность по усвоению знаний и понятий, не только способ подготовки себя к будущему, это его новая трудовая обязанность, его участие в повседневной жизни окружающих людей. Следовательно, вопросы предшкольной подготовки – это вопросы всестороннего интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития ребёнка, формирование его личности. Программа обучения и воспитания «Школа будущего первоклассника» составлена с учетом особенностей познавательной деятельности детей, речевого и психического развития детей старшего дошкольного возраста.
Цель программы: создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника, позволяющей ему в дальнейшем успешно адаптироваться к роли ученика.
Задачи программы:
· обеспечивать преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
· содействовать развитию умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе;
· укреплять и развивать эмоционально-положительное отношение ребенка к школе, желание учиться;
· формировать социальные черты личности будущего первоклассника, необходимые для благополучной адаптации к школе;
·осуществлять взаимодействие с родителями, ориентировать их на ценность воспитания в семье, сотрудничество со школой.
Программа обеспечивает плавный переход между дошкольным и школьным детством, помогает ребенку построить содержательный образ «настоящего школьника», который позволяет войти в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой. По форме и манере общения он строится как обучение навыкам учебного сотрудничества. Материал, с которым работают дети в этот период, соответствует дошкольному возрасту. Предлагая детям, по сути, развивающие задания, учитель сосредоточивает их внимание на отработке умений договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя. Таким образом, решаются задачи формирования у детей основ умения учиться и сотрудничать с другими людьми, а тем самым и занятия способствуют решению главной задачи – сохранения душевного здоровья и эмоционального благополучия детей.
Содержание программы направлено на:
· развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
· обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
· приобщение дошкольника к общечеловеческим ценностям;
· сохранение и укрепление психического и физического здоровья ребенка.
Предполагаемые результаты освоения программы:
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование «Я – концепции» и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Предметные результаты.
Ребенок научится: различать понятия звук, слог, слово, предложение; писать печатными буквами слоги, слова; читать слоги и структурно несложные слова и предложения; знать правильную посадку при письме и чтении; составлять элементарный рассказ по серии картинок; обсуждать нравственные стороны поступков людей; участвовать в коллективных разговорах; использовать принятые нормы вежливого речевого общения; различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру; считать от 0 до 9 и в обратном направлении; определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами; ориентироваться в пространстве; ориентироваться в тетради в клетку; выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге; Ребенок получит возможность научиться: выделять звуки в словах, давать им характеристику (гласный, согласный, твёрдый, мягкий); устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном); различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами; устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении; присчитывать и отсчитывать по одному, по два.
Принципы построения программы:
· природосообразность;
· психологическая комфортность;
· успешность обучения;
· наглядность и доступность обучения;
· систематичность и последовательность.
Особенности программы «Школа будущих первоклассников»:
· создает условия для включения ребенка в новые социальные формы общения;
· готовит переход от игровой деятельности к творческой, учебной деятельности.
Режим проведения занятий:
февраль - апрель (15 учебных недель, 4 раза в месяц), один раз в неделю по три занятия в день продолжительностью 20 минут (динамическая пауза1 0 минут).