Цели, специфика, учебный план, результаты обучения. Обучение по гуманитарному профилю является одним их четырех направлений обучения в школе.
Обучение по гуманитарному профилю направлено на:
— углубленное постижение обучающимися одной или нескольких дисциплин, ориентированных на изучение самого человека и результатов его деятельности в философии, истории, филологии, психологии, культуре в сфере коммуникации,
— осознание места и роли гуманитарного образования в современной жизни и в истории человечества,
— знакомство со спецификой содержания гуманитарного образования в целом и особенностями его развития в России,
— приобщение к практической и исследовательской деятельности в области гуманитарных дисциплин, включение обучающихся в контекст жизни со всей ее сложностью и непредсказуемостью.
Обучение молодежи по гуманитарному профилю чрезвычайно важно в настоящий исторический момент, так как позволяет уравновесить формирующееся и закрепляющееся в обществе прагматичное, утилитарное отношение к накопленным человечеством знаниям и возможностям. Профилизация этого типа призвана сориентировать подрастающее поколение в области развития гуманитарных и смежных с ними наук, определиться с выбором своей дальнейшей образовательной траектории, в конечном счете, определиться с выбором профессии, своего места и роли в жизни.
Организация обучения по гуманитарному профилю соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения и предполагает работу по индивидуальным учебным планам, обеспечивающим индивидуальную образовательную траекторию каждому обучающемуся.
Обозначенные выше направления не укладываются в традиционное представление о гуманитарном профиле, который связывается прежде всего с такими дисциплинами школьного курса, как «Литература», «Обществознание». Представление о гуманитарном профиле в рамках обучения вшколе с одной стороны, расширено до понимания гуманитарного направления как направления ориентированного на изучение областей знания, связанных с сознанием и состоянием сознания человека (мышление, речь, коммуникация на уровне синхронии и диахронии), с другой стороны, из обучения по гуманитарному профилю выделены в отдельные такие направления, как социально-экономический, права.
Обучение по гуманитарному профилю в соответствии с ФГОС нового поколения включает обязательное изучение предметов: курс «Русский язык и литература» (на базовом и углубленном уровне),базовый уровень иностранного языка, курс «Математика» (на базовом ), курс «История» (на базовом уровне)"Обществознание" (на углубленном уровне), курсы из области «Естественно-научные науки» – «Биология» (на базовом ) ,«Физика» (на базовом уровне) "Химия" (на базовом уровне), "География" (на базовом уровне), курс «Физическая культура и ОБи ЗР».
Предмет(ы) по выбору обучающимся относятся: "Литературная мастерская", "Русская словесность".
В рамках гуманитарного направления возможно изменение индивидуального учебного плана в течение первого года обучения, что позволяет обучающимся точнее определиться с собственным выбором.
Исследовательский проект. Участие в профильных конференциях. В соответствии с ФГОС нового поколения в школе каждый обучающийся готовит проект, который обязательно является исследовательским. В школе разработаны документы, обеспечивающие педагогическое сопровождение работы обучающихся над исследовательским проектом (к онцепция проектной деятельности учащихся, положение о проектной деятельности учащихся. памятка учащемуся по индивидуальному проекту включающая систему проблемных вопросов, ориентирующих учащегося на этапе выбора темы, образец отчета руководителя проекта и учащегося, выполнившего индивидуальный проект).
Особенности преподавания отдельных курсов.
В соответствии с ФГОС нового поколения преподается курс «Литература». На углубленном уровне внимание обучающихся сосредотачивается прежде всего на текстах, их жанровых, функциональных и стилистических особенностях. На углубленном уровне наряду с литературной критикой, касающейся идейно-эстетического содержания текстов, рассматриваются работы литературоведов и лингвистов, в которых они касаются стиля автора, механизмов возникновения художествнного текста, текстов вообще. Особое внимание в обучении на обоих уровнях уделяется развитию оригинально письменной речи учащихся. Навык грамотного письма (орфография, пунктуация, грамматика) поддерживается благодаря системе диктантов и тестов, предлагаемых для выполнения в электронном виде.